Сибирский научно-исследовательский и
технологический институт переработки
сельскохозяйственной продукции
Сибирского федерального научного центра
агробиотехнологий Российской академии наук
СибНИТИП СФНЦА РАН

Резерв раздора. Эксперты разошлись во взглядах на кадровый вопрос

Федеральное агентство научных организаций провело очередное мероприятие по вопросам кадровой политики. Эта тема держится в топе задач ФАНО вот уже почти год, с момента выхода поручений Президента РФ, содержащих требование “сформировать кадровый резерв для замещения должностей руководителей подведомственных агентству научных организаций и их структурных подразделений, а также организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, включенных в этот кадровый резерв”.

Работа по выполнению поставленных президентом задач идет полным ходом. Созданы две рабочие группы ФАНО - одна совместно с представителями Российской академии наук, другая - с молодыми учеными. Агентство подготовило “Проект программы формирования кадрового резерва”, который прошел обсуждение на краудсорсинговой платформе http://fano.crowdexpert.ru/personnel-reserve, заседаниях Научно-координационного совете (НКС) ФАНО, на встречах в региональных отделениях РАН. Кстати, НКС раскритиковал этот проект как малополезный, но весьма затратный.

На очередном круглом столе под названием “Анализ развития кадрового потенциала и прогноз потребности в кадрах до 2020 года” замглавы ФАНО Алексей Медведев сообщил, что программа дорабатывается. Будет ли новый вариант обсуждаться с научным сообществом, так и осталось непонятным. Между тем уже в ноябре ФАНО предполагает направить доклад по развитию кадрового потенциала президенту страны.

Гвоздем программы круглого стола стало выступление директора Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН Вячеслава Локосова. Он рассказал о работе института по оценке кадрового потенциала подведомственных ФАНО организаций на основе анализа статистической отчетности академических НИИ, анкетирования сотрудников и экспертной сессии с участием руководителей институтов.

Данные этого обследования в очередной раз подтвердили, что основная проблема НИИ РАН - нехватка среднего поколения ученых. Омоложение состава институтов постепенно происходит: доля молодых растет, а пожилых - уменьшается, но разрыв еще не затянулся. Выход один - дать возможность старшему поколению спокойно работать, пока баланс не будет достигнут. Впрочем, с курсом реформаторов на снижение среднего возраста ученых эта мера сочетается плохо, признал директор ИСЭПН.

Интересно, что соотношение молодого (до 29 лет) и старшего (после 65) поколений сильно различается в разных подразделениях. В СО РАН и УрО РАН, отделениях медицинских наук, математических наук, нанотехнологий и информационных технологий, биологических наук молодежи больше, чем пожилых ученых. Старшая возрастная категория преобладает в отделениях глобальных проблем и международных отношений, общественных наук, историко-филологических наук, в учреждениях при Президиуме РАН.

Социологи установили, что около 60% выпускников академической аспирантуры остаются работать в организациях РАН. По мнению В.Локосова, это очень хороший показатель, который говорит об огромной важности такого института, как аспирантура, для поддержания кадрового потенциала НИИ.

Надо сказать, что о состоянии кадрового потенциала Вячеслав Локосов рассуждал значительно охотнее, чем о мерах по отбору и обучению сотрудников для их дальнейшего продвижения по службе, которым посвящено поручение президента. “Формировать и учить резерв необходимо, но эксперты опасаются излишней бюрократизации и формализации этого процесса”, - таков был его вывод по этой части.

Замдекана факультета глобальных процессов МГУ, член Координационного совета (КС) по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке и образованию Алексей Андреев рассказал, чего ждут от кадровой программы молодые ученые. Согласно проведенным КС опросам, они горят желанием учиться, а на первое место среди необходимых научному управленцу предметов ставят... английский язык.

Первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Гохберг удивил аудиторию сообщением, что вопросами кадрового потенциала науки в ВШЭ на постоянной основе занимаются 200 (!) человек. Данные этих исследований вызвали у присутствующих недоверие. Их авторы, например, не нашли никакой корреляции между затратами страны на исследования и темпами ее экономического роста.

- Моделей, доказывающих наличие долгосрочной положительной связи научно-технического и экономического развития, существует великое множество, - откликнулся другой докладчик, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. - Другое дело, что этой связи можно не увидеть на кратком отрезке времени, особенно в условиях кризиса. Нынешний кризис связан с ошибками экономической политики, и тут много вопросов к самой ВШЭ, которая причастна к ее разработке.

Не поддержал Д.Кувалин и энтузиазма проректора ВШЭ, ожидающего улучшения ситуации в науке благодаря ее перемещению в вузы.

- Мы все прекрасно знаем, что вузовская наука гораздо слабее академической, - заявил он. - Из-за сумасшедшей преподавательской нагрузки у сотрудников там просто нет времени заниматься исследованиями. Интересно, как подчинение сильного сектора слабому может привести к повышению эффективности?

К сожалению, подискутировать на этом мероприятии, почему-то названном круглым столом, удалось только докладчикам. Когда дело дошло до общей полемики, была без объявления отключена трансляция и те, кто не попал в небольшой конференц-зал, оказались за бортом обсуждений. Да и в самом зале выносные микрофоны работали так, что слышать говоривших могли только их ближайшие соседи. Похоже, организаторов встречи не слишком интересовало мнение собравшихся.

Надежда Волчкова, источник: Поиск, № 45(2015)
09.11.2015